Механическая коробка передач – это ступенчатый механизм, который меняет крутящий момент и направляет его от мотора к колесам. Исходя из количества ступеней встречаются четырех-, пяти-, шестиступенчатые мкпп и больше. Корпус изготовлен из сплавов легких металлов, благодаря чему ее вес относительно небольшой.
Состоит МКПП из следующих составляющих:
В данном случае водитель должен самостоятельно переключать скорости. Определенная передача соответствует конкретному скоростному режиму. Чем больше ступеней, тем лучше управляемость автотранспортным средством.
Существует несколько различных конструкций механической кпп, которые можно поделить на трех- и двухвальные. Первые используются на авто с приводом на задние колеса, вторые – на переднеприводных машинах. Чтобы привести в действие такой механизм, требуется синхронная работа рук и ног водителя.
Когда рычаг установлен на нейтральной передаче, крутящий момент на ведущие задние колеса в трехвальной коробке не идет, машина не двигается с места. Из этого положения можно переключиться на любую передачу, в том числе и на заднюю.
При передвижении рычага в нужную позицию вилка передвигает муфту синхронизатора, уравнивая угловые скорости вала и шестерни. Дальше крутящий момент подается с определенным передаточным числом на колеса. Для передвижения задним ходом используется промежуточная шестерня заднего хода. Однако длительное перемещение задним ходом может вывести из строя кпп.
Для двухвальной мкпп метод действия такой же, однако передвижение рычага может быть, как продольным, так и поперечным. Усилие идет на трос выбора передач, а уже потом на рычаг, который проворачивает центральный шток и выбирает нужную передачу. Вилка передвигает муфту синхронизатора, не допуская работу шестерни ведомого вала, после чего крутящий момент переходит на передние ведущие колеса.
Усовершенствование мкпп состоит в том, что если раньше они обычно были кулачкового типа, то современные схожи со спортивными разновидностями коробок секвентального типа. В современной механике скорости при смене передачи не перескакивают. Это существенно повышает комфортабельность и безопасность во время передвижения. Модернизация механики идет медленнее, чем автомата. Основные узлы остаются неизменными, лишь дорабатываются до достижения лучших показателей.
Сравнивая с другими типами коробок переключения передач, механика обладает самой простой конструкцией, поэтому ремонтировать ее проще и дешевле. Она легче автоматической коробки, КПД больше, а при правильной эксплуатации расход топлива в среднем на 15% меньше. При наличии мкпп водитель может самостоятельно задавать необходимый режим передвижения, в полной мере ощущая динамку разгона. В случае каких-либо проблем разрешается буксировка автотранспортного средства, как на жесткой, так и на гибкой сцепке. Механика практически не нуждается в обслуживании, срок ее эксплуатации больше автомата.
Тем не менее, по удобству и комфорту механика уступает акпп. При неправильном переключении передач возможна сильная нагрузка на силовой агрегат, что провоцирует его преждевременное изнашивание. Для правильного использования механической коробки требуются определенные знания и навыки вождения.
Современные мкпп обладают достаточно сложной структурой, некоторые из них могут ломаться чаще, чем обычно и требуют достаточно дорогостоящего ремонта.
Поэтому лучше предупредить поломку, которая может возникнуть в результате неправильной эксплуатации, при использовании масла и деталей плохого качества, при длительной езде с неисправным сцеплением или после неквалифицированного ремонта кпп.
О том, что необходимо провести диагностику, ремонт или замену механической коробки, можно узнать по нескольким признакам:
Чаще всего проблемы возникают при резком, грубом переключении рычага. Поэтому важно осуществлять все манипуляции плавно, выдерживая небольшие паузы в нейтральном положении, чтобы обеспечить срабатывание синхронизаторов, которые уберегут шестерни от повреждений.