Направляющая клапана предназначена для вывода избытка тепла из клапана через стержень к ГБЦ и надежной усадки его в седло. Данная деталь поглощает поступающие боковые усилия, которые воздействуют на стержень, и подвергается влиянию больших температур. Конструктивно она создана так, чтобы выдерживать высокий скоростной режим передвижения стержня внутри втулки.
Производят направляющие втулки клапанов из материалов с мощными антифрикционными характеристиками, которые отличаются оптимальной теплопроводностью. Чаще всего встречается бронза или чугун, также существуют латунные или металлокерамические направляющие.
Обычно они перестают выполнять свои функции из-за естественного изнашивания при пробеге около 150-200 тысяч км. Но использование загрязненных масел часто негативно сказывается на долговечности данной детали. Существенно снижает срок службы направляющей втулки продолжительная эксплуатация двигателя с большими тепловыми зазорами в клапанном механизме. Это провоцирует неравномерный преждевременный износ детали.
При повреждении проводится замена или ремонт направляющей. Некоторые производители выпускают специализированные ремонтные направляющие втулки с разным наружным диаметром для запрессовки.
Регулировочная шайба клапана используется для регулирования теплового зазора со стороны распределительного вала, с целью установить наиболее оптимальные значения для конкретного типа двигателя. Это необходимо для обеспечения максимально плотного прилегания головки клапана к гнезду, независимо от расширения металлических компонентов при повышении температуры во время работы двигателя. Изготавливаются шайбы из высокопрочной стали, после чего их поверхность дополнительно цементируется.
В современных автомобилях в этих целях используются специальные гидрокомпенсаторы, которые устанавливают требуемый зазор автоматически.
Если регулировочная шайба перестает выполнять свои функции, то не выдерживается нужное время открытия и закрытия клапанов, нарушается их герметичность. Некорректная работа газораспределительного механизма негативно сказывается на производительности двигателя.
При длительном сроке эксплуатации автомобиля регулировочная шайба клапана деформируется из-за постоянного соприкосновения с кулачками распределительного вала. Это приводит к заметному снижению мощности мотора.