Масляный щуп необходим для измерения уровня масла. Данный маслоизмерительный стержень опускается в трубку, которая крепится к блоку цилиндров. Нижний конец устройства вставляется до упора и соприкасается с маслом, находящимся в картере. После извлечения, по нанесенным на щуп отметкам можно выяснить, какое количество смазывающей жидкости находится в резервуаре.
Современные модели авто премиум класса вместо щупа оснащены электронными датчиками.
Для проведения данной процедуры важно соблюдать определенные условия. Во-первых, для получения достоверных результатов транспортное средство должно находиться на ровной поверхности. Во-вторых, следует измерять уровень масла после продолжительной стоянки, чтобы вся смазка из системы успела стечь в картер.
Количество масла должно быть не выше указанного на щупе предела. Избыток смазывающего вещества может спровоцировать просачивание его наружу, из-за чего могут загрязняться блоки цилиндров и ремень ГРМ. При продолжительном соприкосновении ремня с маслом он разрушается и рвется, что может привести к повреждению двигателя.
Если уровень масла не доходит до нижней отметки на щупе, это приведет к масляному голоданию деталей и узлов системы, к перегреванию, заклиниванию и быстрому износу элементов кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма.
Оптимальным считается уровень смазочной жидкости в пределах верхней отметки. Желательно проводить данные замеры хотя бы раз в неделю.
Со временем данная деталь может повредиться, что требует немедленной замены. Самой хрупкой частью стержня является пластмассовая пробка, так как именно она ломается в первую очередь. Это может привести к вытеканию масла в моторный отсек из-за того, что трубка не будет плотно закрываться, а расчетное давление в картере нарушится.