Ведомый диск сцепления расположен между нажимным диском и маховиком. Он совмещен с первичным валом особым шлицевым зацеплением. Для того чтобы транспортное средство начало двигаться, ведомый диск, совмещенный с ведущими колесами, прижимается к ведущему диску, и происходит включение сцепления.
Конструктивно диск сцепления сформирован из пружинных пластин, которые оснащены специальными накладками. Изготовлены они из износоустойчивого фрикционного материала, выполненного из стеклянных волокон, проволоки, впрессованной в смоляную и каучуковую смесь. В некоторых спорткарах они могут быть керамическими, кевларовыми или из углеродного волокна или из сверхпрочной металлокерамики. Такое наполнение позволяет им, при проскальзывании между дисками, не истираться на протяжении продолжительного периода времени. Накладки также гарантируют плавный ход авто в момент переключения передач. Они приклеены или приклепаны к пружинам, что не дает им расходиться в разные стороны при отключении сцепления.
Ступица расположена в центральной части диска и крепится за счет шлиц. Именно они обеспечивают установку диска на первичный вал, по шлицам происходит аккуратное передвижение в заданном направлении, исключается ненужное вращение. С диском ступица совмещена через демпферные пружины и специальные шайбы, которые формируют подвижное соединение. Это позволяет гасить колебания, появляющиеся в процессе работы двигателя из-за инерционных движений и перегрузок. Важно, чтобы диск и ступицы были качественно отцентрированы, в противном случае валы быстро выйдут из строя.
Учитывая количество ведомых дисков, сцепление может быть однодисковым или многодисковым. В последнем случае между собой чередуются стальные и фрикционные – стальные со специальным покрытием или пластмассовые – диски, зафиксированные при помощи зубчатых венцов к корзине сцепления. Между собой они могут отличаться профилем ступицы и количеством зубцов.
Срок эксплуатации ведомого диска сцепления зависит от манеры вождения и качества используемых элементов. В среднем данное устройство может прослужить около 50-100 тысяч км пробега.
Преждевременный износ может также вызвать разрушение сальников мотора или коробки передач. В этом случае на фрикционные накладки попадают смазывающие вещества, которые негативно влияют на их долговечность.
О неполадках в работе ведомого диска могут говорить такие признаки, как:
При появлении любых неполадок требуется замена ведомого диска. При его замасливании проблема может быть временно устранена, но скорее всего в ближайшее время все равно понадобится провести его замену.