Коленчатый вал представляет собой изломанную конструкцию, функция которой принимать усилие от шатуна и поворачиваться на подшипниках. Она преобразовывает возвратно-поступательные движения поршней в крутящий момент, который затем идет через маховик к трансмиссии. Выполнена данная деталь из сверхпрочной стали или чугуна, может быть как литой, так и полой.
Вкладыши коренные коленвала являются по своей сути подшипниками скольжения, которые способны снижать трение и выдерживать максимальные нагрузки, существующие между шатуном и коренной шейкой коленчатого вала.
Коленвал включает в себя такие элементы, как:
Коренные и шатунные шейки соединяются при помощи щеки, на противоположном конце которой установлен противовес. Он делает работу мотора более плавной, благодаря уравновешиванию массы поршней и шатунов. Существуют валы с двойными противовесами или без них.
Хвостовиком называется передняя часть данной детали, на которой может быть установлен шкив вспомогательных механизмов, привод маслонасоса, уплотнительный сальник, звездочка для привода ГРМ. Задний фланец предусматривает место для сальника и центрирующего пояса маховика.
Современные двигатели предполагают уменьшенный вес и габариты компонентов кривошипно–шатунного механизма, а также повышенные обороты и степень сжатия. Это приводит к появлению опасных резонансных колебаний, из-за которых коленвалы выходят из строя. Для решения данной проблемы в соответствующие шкивы устанавливают демпферы, гасящие крутильные колебания.
Коленвал постоянно работает в условиях сильных ударных и динамических нагрузок, на него действует сила трения, неравномерные моменты, частые вибрации и высокие температуры. Но благодаря прочному материалу, из которого данная деталь изготовлена, срок ее эксплуатации является самым большим среди деталей, подверженных износу. Он составляет около 200 тысяч км пробега при условии корректного монтажа качественного изделия.
В процессе эксплуатации могут преждевременно появляться неисправности, связанные с нарушением работы коленчатого вала. В этом случае появляется характерный металлический стук, резко снижается давление в системе смазки.
К частым неполадкам относится:
Если своевременно не устранить возникшие неполадки, это может привести к срыву масляного подшипника, сильному нагреванию и заклиниванию коленчатого вала.
Часто при выявлении неполадок в работе этой детали требуется демонтаж и полная разборка мотора. Обычно ремонт коленчатого вала проводится при капитальном ремонте компрессора или в случае непредвиденных проблем в работе устройства.
При обнаружении любых повреждений и неровностей на поверхности шейки или на коренном вкладыше проводится расточка и шлифовка вала. Если возникает такая необходимость, осуществляется восстановление, рихтовка поверхности под сальники, шпоночного паза, посадочного места маслонасоса, механически деформированной поверхности шеек, а также ремонт постели коленвала.
Для снижения вибрации и других механических нагрузок выполняется балансировка, которая может проводиться как с применением специального оборудования, так и в домашних условиях.
Изготавливаются данные детали чаще всего из пластичных алюминиевых сплавов, дополнительно на поверхность наносится защитный антифрикционный слой. Подобное покрытие гарантирует повышенную износоустойчивость смежным деталям таким, как шейки коленчатого вала. Оно способствует тому, что в первую очередь изнашиваются сами вкладыши. От образования задир, повреждений и царапин уберегает масляная пленка, создаваемая системой смазки на поверхности детали.
Коренные вкладыши отличаются толстой стенкой, на которой расположена масляная канавка для передачи масла через коленвал к шатунным подшипникам. Четыре такие детали устанавливаются в специальные постели в корпусе блока цилиндров, посередине крепится пятый элемент без канавки. При этом зазоры на вкладышах должны соответствовать зазорам в блоке цилиндров, через которые масло проникает в коленвал для смазывания шеек. Еще пять коренных вкладышей без отверстий и канавок ставятся в постели в коренные крышки, после чего те прикрепляются на положенные места и фиксируются болтами с определенным усилием. Затяжка проводится при помощи динамометрического ключа с выдерживанием необходимого момента от середины крышки к ее краям.
О том, что коренной вкладыш изношен и требует замены, можно узнать по характерным металлическим стукам, частота которых повышается при увеличении оборотов коленчатого вала. Вместе с вкладышами со временем подвергаются износу и шейки, что требует шлифовку коленвала и установку ремонтных вкладышей, отличающиеся большей толщиной.