Автоматическая коробка переключения передач предназначена для приема, трансформации, передачи и смены направления крутящего момента. Переключение передач осуществляется автоматически.
Современный автомат включает в себя такие основные узлы: гидротрансформатор, планетарный редуктор, система гидравлического управления, электронная система управления.
Переднеприводные легковые авто оснащены также главной передачей и дифференциалом. В наличие есть такие элементы, как насос и тормозная лента. Отличаются автоматы по числу передач, по методу включения, по виду сцепления и типу актуаторов. Непосредственное управление АКПП происходит при помощи рычага селектора.
Гидротрансформатор преобразовывает и передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии за счет перетекания рабочей жидкости.
Насосы и муфты в составе гидротрансформатора взаимосвязаны и находятся в герметичном корпусе, наполненный рабочей жидкостью. В качестве рабочей жидкости используется определенное трансмиссионное масло для акпп.
Насосное колесо подсоединяется к коленвалу и крутится вместе с ним, запуская остальные процессы. Под воздействием рабочей жидкости начинается поворот турбинного колеса. Чем сильнее надавливается педаль акселератора, тем быстрее идет вращение. При повышении скоростного режима гидротрансформатор перестраивается и блокируется. После этого крутящий момент идет от двигателя к редуктору.
В состав планетарного редуктора включены сателлиты, соединенные планетарным водилом, которые передвигаются вокруг солнечной шестерни. Вверху размещена коронная шестерня. Чтобы поменять крутящий момент для тех или иных целей, происходит блокировка определенного элемента.
Система гидравлического управления состоит из гидроблока, гидроцилиндров и системы трубопроводов. Взаимодействуя между собой, данные механизмы распределяют потоки масла, за счет чего начинают работать фрикционные муфты и тормозные системы. Электромагнитные клапаны и распределители в данном устройстве отвечают за регуляцию давления масла и управление переключения скоростных режимов. Всеми процессами руководит электронный блок управления.
В настоящее время существует несколько вариаций АКПП:
Некоторые модели современных акпп оснащены опцией ручного переключения передач. Такая опция называется Типтроник (Tiptronic) или Стептроник (Steptronic), она контролирует динамику авто в зависимости от режима работы мотора. Появляется возможность вручную придать машине дополнительное ускорение, осуществить торможение двигателем, переключиться на более низкую передачу при заходе в поворот и т.д.
Самым главным преимуществом автоматической коробки является комфортное и удобное управление автотранспортным средством. Наличие гидротрансформатора способствует более длительному сроку службы силового агрегата и ходовой части авто. Машина с АКПП передвигается плавно, что положительно сказывается на ее проходимости.
Если сравнивать с механической коробкой, то КПД автомата меньше. При езде в городском режиме он уступает по экономичности и динамике разгона механике. Двигаться по обледенелой поверхности на автоматической коробке достаточно тяжело. Что касается обслуживания, то данный механизм требует периодической смены масла и фильтра, ремонт более сложный и дорогостоящий.
Для продления срока службы этого механизма следует эксплуатировать авто в максимально благоприятных для него условиях. Рекомендуется избегать сильных перегрузок и перегрева двигателя, не желательно на протяжении длительного время устанавливать режим спорткара. Спровоцировать поломку может преждевременная, до полной остановки авто установка позиции рычага в положение «Паркинг» или «Задний ход».
Желательно периодически осматривать узлы на предмет протекания трансмиссионного масла и применять рабочие жидкости только высокого качества те, которые рекомендует автопроизводитель.
Не следует игнорировать возникающие проблемы с мотором или электронными системами автотранспортного средства, так как часто их работа напрямую зависит от работы автоматической коробки передач.
В случае обнаружения каких-либо признаков неисправности акпп, необходимо провести диагностику и выявить, какая именно деталь или часть механизма вышла из строя.
Слабым местом практически всех подобных трансмиссий являются пакеты фрикционов. Более долговечными считаются фрикционы, выполненные из кевлара или максимально прочного композитного материала.
В первую очередь необходимо обратить внимание на герметичность системы, убедиться в отсутствии утечки масла, осмотреть проводку, кулису, датчик скорости автомобиля и датчик давления.
Износу подвержены такие элементы акпп, как фрикционные диски, манжеты или кольца муфты, тормозная лента, уплотнители и другие расходные материалы.
Могут заедать клапаны гидроблока, ломаться штоки поршня тормозной ленты. Иногда нарушается регулировка троса или рычага привода.
Проблемы также возникают при повреждении гидротрансформатора, шестерни масляного насоса или при загрязнении масляного фильтра.