Устройство и назначение тормозной системы автомобиля
Тормозная система отвечает за изменение скоростного режима, остановку и удерживание машины на месте в течение продолжительного время. Эти функции реализуются различными разновидностями данной системы, в современных авто их всего две:
- Рабочая. Используется для полного торможения или замедления, независимо от изначальной скорости транспортного средства. На большинстве легковых автомобилях она гидравлическая, для управления используется педаль тормоза
- Стояночная. Удерживает машину определенное время на месте, самопроизвольное движение при этом полностью исключается. Может быть механической или электромеханической, управляется рычагом, педалью либо кнопкой.
Легковые авто оснащены системами, которые включают в свой состав гидропривод и тормозной механизм. При надавливании на соответствующую педаль в гидроприводе появляется повышенное давление жидкости, благодаря чему срабатывают колесные механизмы торможения и автотранспортное средство останавливается.
Гидравлический привод состоит из:
- Главного цилиндра
- Специального вакуумного усилителя
- Регулятора давления
- Колесных цилиндров
- Соединительных трубопроводов, наполненных рабочей жидкостью
- Педали тормоза
Тормозной механизм отвечает за блокировку вращения, возникновение тормозной силы, благодаря которой происходит остановка машины. Современные легковые авто оснащены дисковыми и барабанными механизмами. Их основные элементы – барабан или диск – расположены на ступице и крутятся одновременно с колесом, прочие компоненты неподвижны.
Дисковые тормоза по своей конструкции намного эффективнее барабанных. Они способны функционировать при достаточно высоких температурах, имеют минимальный тормозной путь, довольно простые в обслуживании. Современные авто премиум и бизнес-класса оснащены дисковыми системами, как, например, SKODA Superb, Mercedes-Benz, BMW 7 и другие.
Барабанные тормоза расположены традиционно на задних колесах. Их преимущества заключаются в эффективной защите от загрязнений и пыли, они не склонны к поломке из-за контактирования с водой или перегревания. Однако барабан изготавливается из легких металлических сплавов и при существенных нагрузках, он легко повреждается. Барабанные системы как менее эффективные не пользуются популярностью у известных автопроизводителей. Однако на многих бюджетных авто, в том числе на CHEVROLET Aveo или Ford Focus в базовой комплектации сзади стоят барабанные тормоза.
Современные машины оснащены вспомогательными электронными устройствами активной безопасности.
Антиблокировочная система тормозов (ABS)
Предотвращает блокировку колес при необходимости экстренной остановки, помогает сохранять управляемость и улучшает маневренность автотранспортного средства. Она показывает лучшие результаты при взаимодействии с дисковыми тормозами, потому что диски моментально и аккуратно отводятся от колодок.
Усилитель экстренного торможения (HBA, HBB, SBC)
Данная система разработана для более эффективной работы тормозов в экстренной ситуации. Она обеспечивает максимальное давление жидкости благодаря использованию компонентов курсовой устойчивости. Используется на авто таких производителей, как Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz, BMW и других.
Система распределения тормозных усилий (EBD, EBV)
Исключает блокирование задних колес благодаря регулированию тормозных усилий задней оси. В этом случае используется усовершенствованная конструкция системы ABS.
Неисправности и диагностика тормозной системы
Диагностика тормозной системы проводится при малейших признаках ее неисправности. В первую очередь, это:
- Снижение эффективности торможения
- Нехарактерные звуки, скрипы, свисты
- Утечка тормозной жидкости
- Проваливание педали тормоза, что свидетельствует о завоздушенности системы
- Неэффективная работа ручного тормоза
- Виляние автомобиля во время торможения
- Неравномерное изнашивание колодок
- Ощущение вибрирования при нажатии на педаль
- Сигнализирование определенных датчиков о соответствующих неполадках
В ходе диагностических мероприятий определяются необходимые настройки тормозной системы, остаточный ресурс основных механизмов и деталей.
Существует два вида диагностики:
Дорожный
Самый доступный и недорогой способ выявления неполадок тормозной системы. Для него не нужны специальные приборы, так как машина тестируется в реальных условиях. Однако не всегда можно осуществить подобную проверку из-за неподходящих погодных условий.
Стендовый
Максимально информативная и достоверная методика, которая помогает максимально точно выявить неисправность. На специализированном стенде происходит имитация передвижения авто, в процессе которой происходят необходимые замеры тормозной силы. Дополнительно взвешивается ось авто, высчитывается сила торможения.
В процессе диагностирования часто проявляются такие проблемы, как:
- Износ или повреждение цилиндра, магистралей, колодок или дисков
- Вытекание тормозной жидкости
- Грязные колодки
- Заклинивание поршня в суппорте или некорректное крепление суппорта
- Наличие посторонних предметов между диском и щитом
Чтобы максимально продлить срок эксплуатации всех компонентов данной системы следует перед летним и зимним сезонами проводить профилактическое очищение и смазывание суппортов, а также своевременно менять тормозную жидкость.
Каждые 10 тысяч км рекомендуется проверять состояние тормозных дисков и их накладок. Накладки барабанного тормоза следует осматривать на предмет изношенности через каждые 20 тысяч км пробега.
Особенности ремонта тормозной системы
Одной из самых уязвимых деталей тормозной системы являются колодки, которые нуждаются в периодической замене. Колодки дисковых и барабанных тормозов изнашиваются по-разному: для дисковых пробег составляет от 10 до 35 тысяч км в зависимости от манеры вождения, а для барабанных – примерно 100-150 тысяч км.
Еще одной распространенной проблемой при неисправности тормозной системы является ее разгерметизация и утечка тормозной жидкости. В этом случае важно определить место протечки и своевременно устранить его.
Кроме этого текущий ремонт тормозной системы автомобиля предполагает:
- Замену изношенных шлангов, цилиндров, элементов крепления колодок, уплотняющих втулок, чехлов и других составляющих
- Проточку или замену дисков
- Ремонт суппорта
- Прокачку системы и удаление воздуха
- Регулировку свободного хода педали
- Замену тормозной жидкости. Рекомендуется проводить данную процедуру примерно раз в два года
- Регулировку работы стояночного тормоза
- Очистку и смазку направляющих механизмов
- Настройку или ремонт антиблокировочной системы и других вспомогательных электронных устройств активной защиты
Ремонт дисковых механизмов заключается в смене изношенных колодок, шлангов, защитных чехлов при нарушении их целостности. Проводится ремонт дисков, а также скобы дискового тормоза при заклинивании поршней или разгерметизации.
Ремонт барабанных тормозов сводится к снятию и восстановлению барабана при необходимости. Меняются или ремонтируются колодки и рабочий цилиндр.
Какие запчасти для тормозной системы более эффективны – оригинальные или аналоги?
Преимуществами приобретения оригинальных запчастей для тормозной системы является:
- Идеальное соответствие определенной модели авто, массе, мощности, скоростному режиму
- Надежное функционирование при экстремальных погодных условиях и повышенных нагрузках
- Долговечность и максимальная износоустойчивость
Однако стоят оригинальные детали достаточно дорого, поэтому в некоторых случаях целесообразно приобретать более дешевые аналоги, которые также создавались с применением качественных материалов и современных технологий.
Например, продукция компании Starline включает обширный ассортимент деталей для тормозных систем. Тормозные диски, барабанные колодки, шланги, тросы, тормозные барабаны данного производителя по доступной стоимости можно приобрести в магазине Eshop. В этом случае исключается опасность покупки некачественной или бракованной поделки, так как вы доверитесь надежному поставщику автомобильных товаров с многолетним опытом работы.