Головка блока цилиндров по своей сути - это обычная крышка, которая прикрывает блок цилиндров. Она формируется из специального алюминиевого сплава или чугуна, после чего происходит искусственное старение. Данная процедура помогает убрать остаточное напряжение. ГБЦ является важной составляющей надпоршневой полости, где происходят все тепловые процессы рабочего цикла. Снизу головка немного расширяется для более плотного примыкания к блоку цилиндров.
При эксплуатации автомобиля важно наблюдать, чтобы на стыках ГБЦ не появлялись потеки моторного масла или охлаждающей жидкости. Также не стоит допускать перегревания двигателя, так как в итоге головка блока цилиндров может деформироваться и перестать выполнять свои функции.
Существует несколько операций по восстановлению компонентов ГБЦ, в результате которых можно максимально продлить срок эксплуатации данной детали:
Со временем прокладки и сальники теряют свои свойства, становятся негерметичными, прогорают. Замена необходима также при проведении любых ремонтных работ, когда происходит демонтаж детали, к которой крепится уплотнитель.
При повреждении резьбы на еще рабочем элементе ГБЦ, можно провести ее восстановление. Самым эффективным способом для этого является использование переходной детали – резьбовой вставки или футорки.
Нагар появляется в результате использования некачественных масел. При его наличии топливо несвоевременно поступает в камеру сгорания, не происходит плотное закрытие клапана. В результате появляются проблемы в работе мотора, повышается расход топлива, теряется компрессия, также может прогореть сам клапан. Поэтому рекомендуется раз в год осуществлять химическую чистку впускных клапанов и камер сгорания от нагара.
Направляющие втулки клапанов со временем вырабатываются по внутреннему диаметру, в результате чего нарушается геометрия внутренней поверхности. В некоторых случаях можно провести процедуру восстановления внутреннего диаметра, которая заключается в установке внутрь подготовленной по специальной технологии втулки особого бронзового вкладыша.
Если восстановление по причине сильной изношенности невозможно, то требуется полная смена направляющих втулок клапанов.
Процесс шлифовки головки блока цилиндров необходим при замене прокладки или при ремонте распределительного вала. Происходит доведение привалочной плоскости ГБЦ до оптимальных параметров. Шлифование возможно лишь при полной герметичности детали, не должно быть трещин и других изъянов. Процедура проводится при помощи специального фрезерно-шлифовального станка.