Масляный насос создает необходимое давление в смазочной системе двигателя. Это гарантирует эффективное смазывание всех трущихся деталей путем поступления масла в каналы. После этого оно течет дальше к остальным компонентам, что существенно продлевает срок службы силового агрегата в целом. В системе с сухим картером данная деталь кроме всего прочего перекачивает смазочные вещества в масляный бак. Он запускается от коленвала или распредвала в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля.
Прокладка масляного насоса предназначена для обеспечения надежной герметизации системы, расположена она между корпусом насоса и блоком двигателя.
Исходя из способа управления, различают регулируемые и нерегулируемые насосы. В первом случае давление внутри системы регулируется сменой производительности насоса, во втором – работой специального редукционного клапана.
Подобный узел имеет корпус, в котором находятся ведомая и ведущая шестерни. Это нерегулируемый вид устройства.
Поступающая по каналу смазка проходит шестерни и течет в систему по нагнетательному каналу. Когда давление увеличивается, открывается клапан и масло проникает в картер мотора.
Масляный насос шестеренчатого типа может быть как с наружным, так и с внутренним зацеплением. На современных транспортных средствах внешнее зацепление не применяется из-за достаточно больших габаритов узла.
В середине нерегулируемого роторного насоса расположены пара роторов, которые нагнетают поступающую смазку далее в систему.
Регулируемый насос роторного типа отличается усовершенствованной конструкцией, которая создает оптимальное давление в районе коленвала. Оно регулируется посредством смены размера пространства между двумя имеющимися роторами с помощью движущегося статора. Данная разновидность узла дает возможность уменьшить забираемую у мотора мощность, исключается вспенивание и предварительный износ масла. Преимуществом являются также его небольшие размеры.
Конструктивно любой тип масляного насоса не слишком сложный, что обеспечивает ему длительный термин эксплуатации и надежность. Однако со временем может упасть производительность, снизиться давление в системе. В результате смазка не поступает к узлам и деталям в нужном количестве и из-за масляного голодания они начинают преждевременно выходить из строя.
Неполадки масляного насоса могут возникнуть в результате следующих причин:
Существенно продлить срок службы данного узла и всех его компонентов можно за счет своевременной замены масла и фильтров, применения качественной смазки, поддержания чистоты в смазочной системе.
При повреждении этой прокладки наблюдается чрезмерный расход масла. Это можно обнаружить при помощи щупа, который замеряет уровень масла в двигателе. На многих современных авто также установлен электронный индикатор на приборной панели, который сигнализирует о недостачи моторного масла в системе. Замена данного уплотнителя также обязательно проводится одновременно со снятием или сменой самого насоса.
Сальник приводного вала также осуществляет герметизацию, уплотняя приводной вал и стенку его корпуса, не давая вытекать смазывающей жидкости наружу. Он изготовлен из термостойкого материала, так как из-за быстрого вращения деталей уплотнитель сильно перегревается. Со временем он может иссохнуть, растрескаться и потерять свои свойства. О повреждении и необходимости замены сальника приводного вала может свидетельствовать наличие потеков масла.