Гидрокомпенсаторы предназначены для автоматического регулирования тепловых зазоров клапанов мотора, которые могут расширяться в процессе эксплуатации и нагрева двигателя. Некорректная настройка зазоров приводит к неплотному замыканию клапанов, что может спровоцировать их выгорание, появляются стуки в механизме газораспределения.
Коромысло клапана, роликовый рычаг или рокер предназначен для переноса усилия от кулака распределительного вала штоку клапана, когда распредвал фиксируется в верхней точке. Этот процесс понижает трение и уменьшает вес ГРМ.
Рокер одной стороной упирается в шток клапана, а другой в гидрокомпенсатор или шаровую опору в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля. Сделан он из специальной углеродистой стали.
Гидрокомпенсаторы установлены на всех современных автомобилях, они автоматически меняют длину на необходимую величину, путем перемещения деталей под воздействием пружинного механизма.
Состоит данное устройство из:
Современные газораспределительные механизмы, оснащенные гидрокомпенсаторами достаточно надежные, срок их эксплуатации обычно равен сроку службы двигателя и составляет около 100-200 тысяч км пробега.
Использование некачественных, загрязненных масел приводит к повреждению или заклиниванию гидрокомпенсатора, в результате чего он перестает выполнять свои функции. О неправильной работе данного механизма может свидетельствовать характерный стук. В этом случае необходимо осмотреть плунжерную пару и шариковый клапан на предмет износа, а также убедиться в корректной работе системы смазки.
Каждый цилиндр оснащен тремя коромыслами. Два из них позволяют клапанам открываться, а среднее запускает насос форсунки. Расположены данные детали на единой оси, которая крепится к ГБЦ стойками и болтами.
Роликовый рычаг в современных двигателях с верхним размещением распредвала почти не встречается, однако коромысло может использоваться с целью уменьшения размеров мотора в малогабаритных авто.
Со временем наружная поверхность коромысла подвергается износу, могут появляться трещины, отслоения, деформации. Также повреждается и изнашивается резьба. В этом случае необходимо провести шлифовку, восстановление или замену поврежденного коромысла для обеспечения эффективной работы газораспределительного механизма.