Насос рулевого управления предназначен для создания необходимого давления в системе рулевого управления в момент работы мотора.
При повороте рулевого колеса специальный распределитель рулевого механизма выпускает поток рабочей жидкости под давлением к поршню гидроцилиндра. За счет этого происходит движение рейки. Задача насоса ГУР – нагнетание жидкости, обеспечивая ее циркуляцию в гидросистеме рулевого управления.
Чаще всего современные автомобили используют насосы лопаточного или пластиночного типа из-за их надежности и простоты в обслуживании. Состоит данное устройство из таких основных частей, как: корпус, ротор, лопатка и уплотнительное кольцо
В процессе вращения приводного вала лопатки двигаются внутри корпуса. Благодаря особой форме внутренней поверхности устройства меняется объем жидкости. Если ее количество увеличивается, то происходит всасывание, если уменьшается – то нагнетание.
Работа насоса гидроусилителя руля напрямую зависит от количества оборотов двигателя. Чтобы удерживать оптимальное давление применяется специальный нагнетательный клапан.
Существуют одноконтурные насосы, которые функционируют только в гидроусилителе руля. Двухконтурные способны дополнительно обслуживать и гидроподвеску. Отличаются они большей производительностью, поэтому стоят намного дороже одноконтурных.
В процессе длительной эксплуатации, нехватки уровня жидкости в бачке или при экстремальном стиле вождения насос рулевого управления изнашивается. Это проявляется характерным шумом или визгом в момент работы мотора.
Чаще всего повреждается ротор или поверхность его скольжения. Чтобы избежать заклинивания насоса, необходимо незамедлительно провести его замену.