Автомобильный амортизатор является своеобразным демпфером, который предназначен для гашения колебаний кузова на различных пружинах, рессорах или торсионах во время движения по неровностям. За счет этого происходит удержание колес в постоянном контакте с дорогой. Благодаря этой части подвески колеса мягко и быстро обходят препятствия, после чего возвращаются на дорожную поверхность, не теряя с ней сцепления.
Конструкция современных машин предполагает, что имеющиеся пружины и рессоры лишь удерживают вес авто, а всю работу выполняют именно сверхточные амортизаторы. Поэтому от их качества зависит комфорт пассажиров, а также разгонная и тормозная динамика автомобиля.
Самыми популярными брендами стоек в Украине являются: KYB (они же Kayaba в прошлом), Sach, Monroe, BILSTEIN
Все амортизаторные стойки преобразовывают кинетическую энергию в тепловую. Состоят они из рабочего цилиндра с поршнем, присоединенным к штоку. Пространство внутри заполнено специальной гидравлической жидкостью. Чтобы она не выплескивалась, в верхней части цилиндра находится манжета с направляющей втулкой. Расположенные на поршне перепускные клапаны с уплотнительными кольцами обеспечивают перетекание жидкости в момент ее сжатия в свободную полость цилиндра.
С одной стороны амортизатор прикреплен через шток к кузову, а с другой – цилиндром к подвеске. Крепления, которые помогают надежно удерживать устройство, называются опорами. Сверху на шток и на рабочий цилиндр амортизатора надет защитный пыльник, который оберегает данные детали от грязи и пыли. В зависимости от типа амортизатора он может оснащаться дополнительными деталями.
Благодаря такой конструкции контролируется упругость пружин, поглощается большая часть колебаний в момент ее расширения при езде по неровной дороге.
По типу наполнения различают несколько видов таких устройств. Одно и то же транспортное средство будет вести себя по-разному, в зависимости от того, какая разновидность демпфера установлена. Поэтому выбор должен зависеть от стиля езды, качества дорожного покрытия и личных предпочтений автовладельца.
Гасят колебания транспортного средства за счет низкой сжимаемости масла и благодаря перетеканию его из камеры в камеру. Отличаются надежностью и относительно несложной конструкцией. Они гарантируют плавное движение и максимальный комфорт во время езды по трассе, однако на плохом дорожном полотне поршень чрезмерно перегревается. В этом случае рабочая жидкость начинает пениться, после чего масляный амортизатор перестает выполнять свои функции.
Корпус такого демпферного устройства является его рабочей камерой, которая наполняется газом под высоким давлением. Газовые амортизаторы легче масляных, не реагируют на окружающую температуру, имеют хорошую теплоотдачу, благодаря которой не перегревается рабочий цилиндр. Такая стойка работает эффективно даже при больших нагрузках на неровной дороге, так как масло не закипает. Однако она более жесткая в эксплуатации и стоит дороже. В случае повреждения, однотрубный амортизатор требует немедленной замены, так как поршень не может перемещаться внутри корпуса.
Подобные устройства имеют два цилиндра, помещенных один в другой. В качестве рабочей жидкости выступает масло. Также дополнительно закачивается азот, накапливающий давление и препятствующий сильному нагреванию масла.
Срок службы газо-масляных амортизаторов намного больше, практически исключается вспенивание масла, так как достигается качественная амортизация даже при невысокой амплитуде колебаний. Но подвеска при этом оказывается достаточно жесткой.
Оснащаются специальными пневматическими подушками и электронными клапанами. Отличаются самой высокой ценой и наилучшим качеством. Их характеристики позволяют выдерживать огромные нагрузки колебаний кузова при движении по неровной дорожной поверхности, а также автоматически менять клиренс. Простые регулировки дорожного просвета достигаются сменой давления воздуха.
Амортизаторы подвергаются значительным нагрузкам, поэтому быстро выходят из строя. Частыми поломками являются разгерметизация клапанов, манжет или пыльников, а также повреждение поверхности штока.
Срок службы данных устройств зависит от типа амортизатора, стиля езды, качества дорог и состояния подвески. В среднем рекомендуется проводить диагностику примерно раз на 20 тысяч км пробега.
О том, что пора проводить замену можно узнать по таким признакам, как:
Чтобы убедиться в том, что необходимо провести замену амортизатора, достаточно провести его визуальный осмотр. Если заметны потеки рабочей жидкости на корпусе, то, скорее всего, нарушена герметичность. Если покачать кузов, надавливая на крыло, то должно быть лишь одно возвратное движение. При длительном раскачивании и появлении характерных стуков можно говорить о неисправности демпфера.
Перед заменой стоек необходимо учитывать, что передние и задние амортизаторы конструктивно имеют некоторые отличия. Разные крепления, размеры, клапаны и длина штока создают определенную степень жесткости, необходимую именно для передней или задней части автомобиля.
Сама процедура замены, как передних, так и задних амортизаторов может проводиться самостоятельно. Поштучно их менять не рекомендуется, так как это может негативно сказаться на управляемости автотранспортного средства. Следует также провести комплексную диагностику подвески, поменять расходные материалы, смазать трущиеся элементы.
Сборка после замены амортизаторов идет в обратном порядке, можно руководствоваться специальными метками, которые показывают направление относительно кузова. Окончательная затяжка болтов происходит в тот момент, когда авто уже стоит на колесах.