Поршень двигателя передвигается внутри цилиндра, принимая давление газов и подавая усилие на шатун. Он имеет цилиндрическую форму и играет важную роль в термодинамическом процессе. Благодаря ему обеспечивается герметичность камеры сгорания, отводится от нее избыток тепла, а энергия сгорания топлива преобразуется в механическую работу мотора.
Современные поршни двигателя изготавливаются из алюминиевых сплавов или прочной стали. В последнем случае детали сборные и весят немного благодаря тонким стенкам и незначительной компрессионной высоте. Боковая поверхность покрывается графитом, молибденом или другим антифрикционным материалом.
Это цельная деталь, которая условно делится на головку, днище и юбку. Для бензиновых двигателей используется поршень с плоской головкой и со специальными канавками. Для дизельных моторов характерным является поршень сложной формы, головка которого создает качественное завихрение, повышая качество образования топливно-горючей смеси. Юбка может быть как конусообразной, так и криволинейной формы, за счет чего компенсируется расширение под воздействием повышенных температур. На ней находятся специальные отверстия для поршневых колец. Компрессионные не позволяют газу проникнуть в картер мотора, а маслосъемные убирают остатки смазочных веществ со стенок цилиндра. Поршень соединяется с шатуном посредством поршневого пальца.
Топливная смесь, попадая в цилиндр, сжимается днищем и поджигается. Получившиеся газы увеличиваются в объеме, перемещая поршень. Передвигаясь, он вращает коленчатый вал, передавая крутящий момент на трансмиссию и колеса.
При износе поршня увеличивается зазор между ним и цилиндрами, что приводит к снижению давления и увеличению пропуска газов. Ресурс данной детали определяется степенью изношенности канавок поршневых колец, также возможен износ отверстий под поршневые пальцы.
В результате наблюдается увеличенный расход топлива и смазочных веществ, происходит детонация, наблюдается повышенное нагарообразование. В некоторых случаях слышен характерный стук поршневых пальцев.
Появление подобных признаков может быть связано не только с износом поршня, но и с рядом других неисправностей:
При существенных повреждениях данная деталь не поддается ремонту или восстановлению, поэтому осуществляется замена изношенного изделия на новое.
Тем не менее, при стачивании отверстий под поршневые пальцы они легко разворачиваются под ремонтные размеры. Данная процедура может осуществляться при любом техобслуживании, она не занимает много времени. В случае обнаружения незначительных вмятин или сколов поверхность поршня можно восстановить методом напыления, наплавки или шлифования.