Современные автомобили оснащаются системой управления двигателем, которая формирует эффективный, экономный и экологически чистый состав топливной смеси. Она состоит из таких составляющих, как топливо и воздух, выдержанных в необходимых для конкретного мотора пропорциях. За счет сгорания смеси в цилиндрах двигателя происходит работа его основных узлов и механизмов.
Важно, чтобы полученная горючая смесь, при воспламенении сгорала достаточно быстро для обеспечения нужного давления газов на поршень в начале его хода. Также необходимо, чтобы горючее сгорало полностью для максимального выделения тепла и экономичной работы силового агрегата.
Смесь, которая содержит на 1 кг бензина 14,7 кг воздуха, является нормальной или стехиометрической. В этом случае получается оптимальный баланс мощности мотора и расхода топлива.
Нарушения в смесеобразовании обычно вызваны такими причинами, как:
В этом случае получается избыток бензина и недостаток воздуха. При чрезмерно переобогащенной смеси могут происходить перебои с зажиганием, мощность двигателя снижается, повышается расход горючего. Признаками этого является черный дым из выхлопной трубы, появление нагара на свечах, а также громкие хлопки в выпускном трубопроводе.
Бедная смесь является результатом малого количества топлива и большого объема воздуха. В некоторых случаях целесообразно слегка обеднять смесь в целях экономии, однако при этом существенно падают мощностные характеристики транспортного средства.
Двигатель на слишком бедной смеси работает неустойчиво, теряет в мощности, увеличивается удельный расход топлива.
Внешними признаками чрезмерно обедненной смеси является снижение тяги, особенно на подъемах, сильный нагрев двигателя, хлопки, появление беловатого или сизого дыма из выхлопной трубы.
Горючее из топливного бака при помощи насоса подходит к карбюратору, где перемешивается с воздухом, поступающим через специальные воздухоочистители. При наличии системы впрыска топливо поступает к форсункам, которые проталкивают его во впускной коллектор или сразу в цилиндр, в зависимости от конструктивных особенностей данной системы. В цилиндрах образованная топливовоздушная смесь сгорает, приводя в действие двигательную систему автомобиля. В бензиновом моторе ее зажигание осуществляется электроразрядом свечи, а в дизельном она самовоспламеняется от высокой температуры воздуха.
В дальнейшем отработанные газы выводятся по выпускному коллектору через глушитель наружу. Для очищения токсичности и улучшения экологической обстановки используется каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр.