Бажаєте використовувати сайт українською мовою?
помочь с подбором?
Проконсультировать?
Мы вам перезвоним!
0

RU
АвтозапчастиАкции и новостиДизельные системы подачи топлива типа Common Rail

Дизельные системы подачи топлива типа Common Rail

9 Июня 2021

На данный момент система подачи топлива Common Rail может считаться одной из наиболее современных и, возможно, перспективных разработок в сфере топливных систем для дизельных двигателей, если так вообще уместно говорить при повальном отказе европейских государств от дизельных двигателей, запрете появляться им даже на автобанах, а не только в центре городов и массовом увлечении электромобилями во всем мире.

Данная система подачи топлива, вопреки всеобщему мнению, разработана не специалистами из Bosch, а общими усилиями компаний Magneti Marelli, Centro Ricerche Fiat, Elasis и только потом продана Robert Bosch GmbH. И все же впервые на легковом серийном автомобиле появилась в 1997 году на итальянской Alfa Romeo 156 1.9 JTD. Прототип же первой Common Rail появился еще в конце 60-х годов прошлого века благодаря швейцарским ученым-изобретателям Роберту Хуберту и Марко Гансеру. Адаптировали к использованию в автомобилестроении, пусть и только коммерческом, данную технологию в середине 90-х японцы из небезызвестной фирмы Denso.

По сути, данная система подачи топлива продолжает идею использования электромеханических форсунок, но с серьезными усовершенствованиями. Одно из самых заметных – это многоимпульсный режим воздействия на электромагнитный клапан за один цикл (добиться этого стало возможно с помощью использования пьезоэлектрической форсунки, быстрота срабатывания которой в 4 раза выше, чем у бензиновой электромагнитной).

Также в данной системе разделены процессы образования давления и впрыска, что является существенным достижением, так как позволяет серьезно расширить диапазон регулирования давления топлива и момента начала впрыска.

Эти и некоторые другие конструктивные особенности позволили добиться значительного роста продаж автомобилей с такой системой и фактически вытеснить с рынка популярные до этого топливные насос-форсунки и другие технологические решения.

Основные принципы работы Common Rail

Все используемые форсунки, которые могут быть электрогидравлическими или быстродействующими пьезоэлектрическими через топливопроводы объединены с топливной рампой (она же общая топливная или общая магистраль, собственно как-то так и трактуется Common Rail), которая представляет собой общий контур высокого давления и в которой не только накапливается (аккумулируется) топливо, но и смягчаются колебания давления.

Конструктивные особенности, конечно же, есть у разных производителей, но принцип функционирования – общий.

Кроме самой рампы и форсунок в систему также входят современные топливные насосы высокого давления плунжерного типа, клапан дозировки топлива, контрольный клапан (или регулятор давления топлива). Звучит громоздко, но в целом система получилась в чем-то даже проще, чем с классическим ТНВД. Давление в топливной системе постоянное и не зависит от сторонних факторов. А форсунки срабатывают на впрыск после подачи на встроенные в них магнитные соленоиды сигнала от контроллера блока управления (ЭБУ).

Управляющая электроника Common Rail

Безусловно, вся эта система требует сложного электронного управления с использованием целого массива информации от всевозможных датчиков (положения коленвала и распредвала, расхода и температуры воздуха и т.д.), которые и посылают необходимые сигналы в блок управления двигателем, который, в свою очередь, выдает информацию о необходимом количестве топлива для впрыска, моменте начала впрыска и продолжительности открытия клапана форсунки. Электроника настолько продвинута, что может обеспечить предварительную подачу части топлива в камеру сгорания для последующего лучшего сгорания топлива в целом. Ну и, само собой, полностью контролирует работоспособность всей системы.

Кроме того, управляющая электроника еще и достаточно надежна, что является немаловажным фактом. Однако особенности наших реалий приводят к тому, что многие автомобилисты глушат клапан EGR, удаляют сажевый фильтр и для обмана ЭБУ используют разные эмуляторы и изменяют (перепрошивают) программное обеспечение. Вероятность появления ошибок при работе ЭБУ в таком случае возрастает в разы.

Общие достоинства системы Common Rail

  1. Используемые в системе пьезоэлектрические форсунки на данный момент являются наиболее совершенными с технической точки зрения, обеспечивают максимальное быстродействие и минимально возможный расход топлива.
  2. Шумностью работы двигателя уменьшилась, несмотря на то, что обороты двигателя увеличились.
  3. При условии использования качественного топлива и своевременной замены соответствующих расходников (в первую очередь – топливных фильтров) система Common Rail не должна доставить владельцу особых хлопот 200-250 тысяч км пробега.
  4. В среднем, благодаря использованию системы Common Rail, прирост мощности двигателя увеличился на 40% при снижении расхода топлива на 15-20%.

Общие недостатки системы Common Rail

Кроме того, что данная система крайне чувствительна к качеству дизельного топлива (которое у нас навряд ли является идеальным), очевидно, что такое высокотехнологическое устройство не может быть дешевым. Действительно. у всего есть своя цена, и в данном случае она серьезно отличается от других далеко не в самую выгодную сторону. Причем это справедливо как к стоимости покупки авто, оборудованного такой системой, так и к его ремонту. Так, например, за замену форсунки на новую в зависимости от типа и производителя придется выложить от 100 до 500 долларов (например, за пьезоэлектрические форсунки Denso для Lexus IS 2.2D). О высоких ценах говорит и тот факт, что даже за восстановление форсунки с использованием неоригинальных запчастей оплата колеблется от 50 до 250 долларов.

Есть и пару проблем, присущих Common Rail, которые можно назвать системными. Из наиболее частых проблем, приводящих к дорогостоящему ремонту, можно отметить прогорание уплотнительных шайб под форсунками (сажа забивает колодец форсунки, что проводит к ее перегреву и выходу из строя) и склонность к коррозии топливных аккумуляторов и насосов.

 

Несмотря на дороговизну обслуживания и некоторые недостатки, можно констатировать, что при своевременном и грамотном обслуживании система Common Rail достаточно надежна и экономична. А если учитывать тот факт, что остальные системы подачи топлива не могут удовлетворять жесткие современные экологические требования, то при использовании в дизельном двигателе альтернатив пока и нет.

Чат с менеджером