Автомобильные амортизаторы подвергаются существенным нагрузкам, в первую очередь изнашивается сальник и хромированный шток. Чтобы уберечь эти элементы от загрязнений, повреждений, а, следовательно, и от преждевременного износа, используется особый комплект для защиты, включающий пыльник и отбойник.
Отбойник амортизатора обеспечивает плавное ограничение хода штока стойки при его полном сжатии. Это помогает избежать резких ударов о кузов при преодолении препятствий во время движения автомобиля.
Пыльник стойки имеет вид гофрированного кожуха, который герметично надевается сверху на отбойник. Его задача – не допустить попадание в механизм пыли, грязи, песка и влаги, которые вырываются из-под колес. Пыльник гарантирует более продолжительный срок службы амортизатора.
Отбойник является удлиненным, пористым, часто гофрированным демпфером, внутри которого находится специальный зазор для штока амортизатора. Производится данная деталь из упругого силикона, резины или полиуретана для максимально эффективного погашения возникающих в подвеске толчков. Располагается между металлическими элементами, изолируя их при чрезмерных нагрузках. Вступает в действие, когда со своей задачей не справляется пружина.
Исходя из качества дорожного покрытия и стиля вождения, используются различные типы отбойников:
В самых комфортабельных разновидностях материал максимально насыщен воздухом, а толщина перемычек не значительная. Спортивные изготовлены из очень плотного материала с небольшим количеством воздушных камер. Это делает их достаточно жесткими.
Передние и задние отбойники обычно различаются по форме, габаритам и диаметру внутреннего отверстия для штока.
Срок службы данной детали напрямую зависит от того, в каких условиях эксплуатируется транспортное средство и как часто проводится его техобслуживание. Неисправная втулка амортизатора или поврежденный пыльник могут существенно уменьшить ресурс отбойника. Для оценки его состояния достаточно провести визуальный осмотр. Если обнаружены повреждения, отбойник следует заменить на новый. При покупке учитываются такие параметры, как диаметр и ход штока.
В процессе эксплуатации защита может порваться и растрескаться, поэтому следует время от времени осматривать его на наличие повреждений. Если целостность нарушена, рекомендуется незамедлительно поменять изношенный пыльник на новый. В противном случае может прийти в негодность отбойник, разорваться сальник, что спровоцирует утечку смазки из амортизатора.
В некоторых случаях отбойник и пыльник являют собой одно целое, однако намного эффективнее и практичнее, когда они разделены. Тогда достаточно заменить лишь пыльник, что экономически более выгодно.
Во избежание повторного дорогостоящего ремонта, при замене амортизаторов рекомендуется менять отбойники вместе с пыльниками даже при отсутствии заметных повреждений этих элементов.