Катализатор является составной частью современной выхлопной системы, которая обеспечивает снижение токсичных веществ в отработанных газах, поступающих в атмосферу. Благородные металлы в структуре такого устройства взаимодействуют с ядовитыми компонентами выхлопа, очищая его до необходимых экологических норм.
Современное устройство может включать в себя выпускной коллектор, фланцевые соединения, гофру и сам катализатор, поэтому стоимость его достаточно высокая. Располагается он около приемной трубы, в некоторых моделях авто они составляют единый элемент. Встречается размещение катализатора непосредственно в выпускном коллекторе.
Каталитический нейтрализатор имеет специальную керамическую или стальную сотовую конструкцию, которая способствует расширению места контакта отработанных газов с поверхностью данной детали, покрытой особым платиноиридиевым сплавом или солями родия, палладия. Это приводит к окислению углеводорода и угарного газа, преобразовывая их в безопасные соединения.
Со временем данный слой выгорает, что приводит к неспособности каталитического конвертера выполнять свои функции. Это провоцирует чрезмерное загрязнение окружающей среды, что противоречит установленным международным нормам. Средний ресурс данной детали составляет примерно 100 тысяч км пробега. О неисправности просигнализирует соответствующий индикатор на приборной панели, который связан со специальным лямбда-зондом, расположенным за катализатором.
Более ранний выход из строя устройства возможен при поврежденной системе зажигания, продолжительной работе мотора вхолостую, попадании в камеру сгорания антифриза, масла или при неправильном соотношении воздушно-топливной смеси. На длительность эксплуатации каталитического нейтрализатора также влияет качество заливаемого в автомобиль топлива.
При износе или поломке проводится замена катализатора на:
Если не провести своевременную замену данной детали, то в первую очередь ухудшается токсичность выхлопных газов, а также критически повышается внутренняя температура устройства. В результате может расплавиться керамическая поверхность, могут засориться патрубки, а в некоторых случаях понадобиться ремонт двигателя.