Неотъемлемой частью двигателя современного автомобиля является головка блока цилиндров. Данная деталь может быть как монолитной, так и состоять из нескольких составных частей, сделана она чаще всего из сплавов чугуна или алюминия. ГБЦ устанавливается обычно на блок цилиндров с прокладкой, формируя тем самым верхнюю часть камеры сгорания топливно-воздушной смеси.
Расположение составляющих газораспределительного механизма и элементов вывода и подвода топлива
Подведение и выведение масла для деталей ГРМ
Обеспечение герметичности камеры сгорания, вывод из нее продуктов горения
Формирование газодинамических свойств воздушного заряда
Регулирование количества выбросов токсических веществ в окружающую среду с целью соответствия общепризнанным экологическим нормам
Головка блока цилиндров состоит из впускных и выпускных клапанов, их седел и коромысла, гидрокомпенсатора, направляющих втулок, траверса и специальной возвратной пружины. В бензиновых и газовых моторах характерно наличие в ГБЦ свечей зажигания, а в дизельных чаще всего применяются топливные форсунки.
Профилактика, диагностика и ремонт ГБЦ
После 150-200 тысяч км пробега желательно провести профилактику блока головки цилиндров, которая состоит из разбора и смены маслосъемных колпачков, прокладок, сальников, протирания клапанов, выставления клапанных зазоров, фрезерования головки.
Однако возможно и преждевременное появление таких дефектов, как:
Разгерметизация форсунок, полости водной рубашки и заглушек
Изнашивание втулок, фасок тарелок, стержней и седел клапанов
Снижение упругости клапанных пружин
Появление трещин или разрушений на отдельных элементах данной детали из-за естественного износа узлов или в результате перегрева двигателя
О необходимости проведения диагностики и ремонта ГБЦ может свидетельствовать наличие нагара или масляных потеков на ножке клапана, а также появление нагара в камере сгорания. Обнаружить дефекты и износ деталей можно при внешнем осмотре и в результате опрессовки. В процессе диагностики дополнительно проверяется геометрия сопрягаемых поверхностей. После выявления неисправностей проводится ремонт ГБЦ:
При выработке направляющих втулок клапанов по внутреннему диаметру проводится их восстановление или полная замена
В процессе эксплуатации материал клапанов подвергается износу, что может повлечь изменение геометрии головки блока цилиндров. В этом случае при незначительном изнашивании осуществляется шлифовка клапана. Однако чаще всего нужно просто сменить выработанную деталь на новую
При необходимости делается правка фасок седел клапанов или их замена
В случае деформирования ГБЦ проводится выравнивание, фрезерование или шлифование привалочной плоскости
Может понадобиться полная смена или восстановление распредвала и его постелей
В обязательном порядке меняются маслосъемные колпачки, сальники, прокладка между ГБЦ и блоком цилиндра, а также комплект ГРМ
После любой механической обработки из систем смазки и охлаждения убираются отложения и стружка, все компоненты очищаются от масляного нагара. В конце работ головка блока цилиндров моется, каналы продуваются сжатым воздухом.